пятница, 22 мая 2020 г.

Особенности формирования информационной безопасности в современных условиях



Лободин В.Т.
Современные геобаллистические тенденции таковы, что на повестку дня образовательного пространства выходят новые вызовы: 1) информационная безопасность жизнедеятельности; 2) мировоззренческая безопасность участников образовательного процесса. Важнейшей социальной функцией общества является безопасность, в том числе информационная и мировоззренческая.
В мозгу информация сохраняется в виде образов: человек, математика, музыка, объединяющиеся в некий «Замок базовой позиции», в котором начинает оцениваться и интерпретироваться новая информация. В свое время Ф. Ницше сказал, что фактов не существует, есть только интерпретации фактов [1]. К сожалению, шуточное утверждение злого гения работает сегодня как никогда.
Специалисты отмечают - какая информация первой придет к малому ребенку, та и будет для него главной. Вся информация, которую мы «потребляем», становится частью личности, взращиваемой на том, что она видит, читает, слушает в своем окружении. События, проходя через сознание, трансформируют его согласно смыслу, который в них заложен, оставляя во внутреннем мире человека практически неизгладимый след, можно сказать, что человек помнит все из той информации, которую «потребил» в течение всей жизни. Вся воспринятая информация «переливается» из сознания в подсознание, а во время сна, измененная подсознанием, возвращается обратно. Очень важно, чтобы во внутренний мир наших подопечных предварительно были заложены специально подготовленные когнитивные и ментальные конструкции из образовательных программ и КПК. Более того, сегодня очень важна гуманитарная составляющая, свойственная только человеку, основанная на культурных и мировоззренческих знаниях и переживаниях, поскольку без нее происходит деградация личности, какие бы знания и технология она не использовала. Об этом говорит и наука и религия. Уточним, что говорит об этом современная наука.
Особенно интересно открытие нейробиолога Ризолатти - открывшего человечеству тайну зеркальных нейронов [2]. Человек берет в руку стакан воды, его собеседник понимает - он взял стакан не потому, что вспомнил закон земного притяжения и противодействует ему. Понимание рождается благодаря зеркальным нейронам – особым клеткам мозга, которые автоматически, подсознательно распознают действие. В мозгу активизируются те же самые нейроны, как если бы я сам взял в руку стакан. Ученые провели опыт - добровольцев попросили изобразить разные эмоции – радость, печаль, злость. Людей сфотографировали и показали изображения другой группе испытуемых. При виде соответствующих эмоций на фотографиях, у добровольцев в мозге активировались те же нейроны, как если бы они сами почувствовали запах тухлых яиц, услышали радостную весть или были опечалены. Опыт подтвердил, что кроме зеркальных нейронов «действия» (моторных), есть также эмоциональные зеркальные нейроны. Именно они помогают нам подсознательно, без всякого мыслительного анализа, видя лишь мимику и жесты, понимать эмоции другого человека и испытывать те же ощущения. Помимо зеркальных нейронов также работают наше сознание и воля, которые могут при необходимости частично гасить те чувства и эмоции, которые появляются из-за действия зеркальных нейронов. Еще большую роль играют социальные нормы общества. Если оно поддерживает идеологию эгоизма, индивидуализма, призывает заботься в первую очередь о себе и о материальном богатстве, - то человеку приходится быть эгоистом, поскольку считается, что именно это приведет к успеху. В таком случае роль системы зеркальных нейронов снижается волевым усилием личности, воспитанием, выработанной системой ценностей, базовой позицией.
Мотивация имеет очень большое значение. В православной религии, к слову есть принцип: люби других, как ты любишь себя. Этот принцип основан на работе зеркальных нейронов. Если ты не любишь людей, то жить в обществе будет тяжело. Западной культуре свойственен строго индивидуалистический подход к жизни, который в России одно время очень приветствовали. Сейчас весь мир возвращается к пониманию, что социальная жизнь, основанная на высокой системе ценностей, не менее важна, чем личная.
Моторные зеркальные нейроны заставляют человека (школьника) мысленно воспроизводить то же действие, которое мы видим на экране телевизора или компьютера. Так, замечено: когда люди смотрят поединок боксеров, у них напрягаются мускулы, и сжимаются кулаки. Подсознательно воспринимая эмоции других людей, например, при просмотре фильмов ужасов или трагических репортажей по телевизору школьник автоматически получает аналогичные эмоции, мысли и даже осколки чужой мотивации. Поэтому нечего удивляться, что современный обучающийся может расстрелять товарищей в школе или попытаться заложить в нее бомбу. Реакция восприятия происходит автоматически. Даже если мы будем пытаться успокоиться, контролируя себя – это может лишь ослабить реакцию, но не избавит от нее. С другой стороны, можно использовать тот же принцип работы зеркальных нейронов, чтобы сделать человека лучше, дать ему мотивацию человеколюбия, альтруизма, духовности, желания быть здоровым ради высокой цели.
В современном обществе отмечается общий кризис системы образования, суть которого заключается в несоответствии целей содержания образования к уровню развития информационного социума. Традиционная система обучения, основанная на дидактической системе Яна Амоса Коменского[3], приходит все большее противоречие с реалиями информационного общества. Апелляция только к сфере рационального привела к доминированию вербально-монологической формы обучения от общего к частному, от теории к практике, от знаний и умений к навыкам. Однако многие люди имеют совершенно другой стиль мышления, апеллирующий к другим когнитивным и ментальным стратегиям. Оказалось, что вербально-теоретические конструкции часто приходят в противоречие с поведенческими, коммуникативными и когнитивными стереотипами. Как отмечает И. М. Ильинский [4], молодые люди не редко попадают в своего рода «ножницы», когда знания, получаемые от учителя, перекрываются потоком хаотичной информации из интернета или СМИ. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а малыми блоками, не вписывается в рамки классического образования, но представляет собой качественно иной тип, где, в частности, принципиально меняется сочетание зрительного и слухового восприятия. Явление «информация» - это психофизический смысловой продукт, изменяющий субъекта, допустившего ее до своего сознания. Нейтральной информации не существует, любое воздействие продуктивно или контрпродуктивно для личности. Информация –In|formation (лат.) то, что входит внутрь и формируется внутри. В современных реалиях информационное воздействие противниками РФ было преобразовано в информационную войну, нацеленную на нарушение существующего порядка и создания хаоса. Этот вид войны имеет одну особенность - подавляет присущие обществу или отдельной личности ценности и потребности. Сегодня общим местом считается компьютерная грамотность, которая имеет свои особенности и недостатки. Компьютеризация опасна тем, что воздействует на интеллектуальные процессы личности. В антропологии мы видим, что в нашей традиции ум подразделяется: на разум, рассудок и низшие познавательные способности. Компьютеризация снижает уровень ума, переводя его деятельность из разумной (ум стратегический) в рассудочную (ум тактический), а то и в низшие познавательные способности, сводя деятельность личности в решении важнейших вопросов к примитивизму.
Именно сетевая информация в значительной степени формирует у ребенка когнитивные, коммуникативные и эмоциональные стереотипы, определяющие деятельность его ума. В результате интенсивного применения современных информационных технологий происходит паралич человеческого мышления, полное подчинение сознания интернету, что закрывает ему фазу размышления – важнейшую для формирования мыслительных структур. Личность отвыкает разумно мыслить и тем самым вникать в глубины идеальных образов жертвенности, любви, духовности, альтруизма.
Познавательный цикл, начиная с выделения предмета познания и его анализа, заканчивая его относительным завершением - есть процесс понимания. Школа призвана через знание развивать мышление до стадии понимания. Но понимание может быть достигнуто только при целостном знании. Знание всегда многоуровенное, поэтому более правильно было бы говорить о целостности многоуровенности. Цельность должна проистекать, от ментальной составляющей в виде системы ценностей и духовности, до простейших физических проявлений, таких как бытовые проявления - все это целостное знание.
В современном информационном пространстве целостность знаний часто нарушается, подменяясь мозаичным. Понимание выступает как присвоение знания и обращение его в составную часть психологического механизма, регулирующего деятельность в соответствии с практикой. В результате понимания знание становится частью внутреннего мира личности и влияет на ее деятельность. Известно, что школьники не стремятся наработать личностное знание высоких уровней, а предпочитают взять готовую информацию из интернета. Задача подготовленного педагога направить усилия обучающихся на глубинное разумное понимание проблемы. Ветер дует не потому, что деревья качаются – это примитивная когнитивность дикаря, а потому, что есть барические поля – уже более глубокое освещение проблемы. Следовательно, должен быть навык идти путем «разумения». В цивилизационном «соревновании» народов особенно выделялся метод духовной культуры России - Восточный метод оценки, где чувственный мир является зеркалом того, что сверх мира. Это означало «оценку низшего через высшее». Суть метода - поиск в низшем отражение высшего. Человек видится не потомком высших приматов (животным), и не пришельцем с других планет, а тайной, в религии - Образом Божьим. И поступки его видятся не как инстинкты, а следствие высоких свойств души. Западный мир избрал противоположный метод видения жизни, - метод редукционизма [5] (сложные явления могут быть объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым). Уже Фома Аквинский в XIII веке попытался доказать «высшее с помощью низшего» [5]. Данная позиция рассматривает человека как обезьяну с компьютером в голове, любовь сводит к похоти (либидо) или химическим процессам, совесть к неврозу (по Фрейду), жертвенность к инстинкту, героизм к карме или инстинкту самосохранения, супружество к половым ролям, в религии может быть провозглашен принцип Ницше - Бог умер.
Стиль мышления молодежи сегодня – образно-эмоциональное, их мышление все меньше тяготеет к абстрактным построениям. Исследования Н. А. Лызь и Н. А. Позниной показали, что определяющим фактором информационного воздействия, негативного или позитивного, является уровень развития личности, особенно ее ценностно-смысловой сферы. Применение информационных технологий и компьютерной техники в обучении ведет к тому, что образовательная среда порождает новую педагогическую реальность. Сетевое пространство становится виртуальной реальностью личности, поэтому так опасны негативные информационные воздействия или войны, которым личность должна уметь противостоять.
Наиболее эффективным противодействием информационной войне является знание о ее методах воздействия, разбирая которые мы находим способы манипулирования сознанием, и лишь тогда мы можем противостоять им. Инструменты могут использоваться разнообразные: сплетни, фейки («fake», англ. переводится, как подделка) в Интернете. Информационная война наносит удар по когнитивной и ментальной сферам, следовательно – это война сознаний, которая потому эффективна, что затрагивает глубинные основания системы ценностей.
Для современной информационной войны свойственно высокое психологическое напряжение, порождающее в обществе обстановку нервозности. Специалисты называют две причины информационной войны: 1) Борьба за ресурсы; 2) Борьба с вечно непокорной Россией, проводящей независимую политику. С точки зрения православной религии – это война с Христом, примерно такая, какую вел немецкий нацизм. Важнейшая задача информационной войны: – сокращение численности населения РФ в десять раз (М. Олбрайт, М. Тэтчер) с целью ограничения влияния на мир.
В реальности миром управляют не деньги и не власть, а идеи. Следовательно, управление любым процессом – формирование идеи. Россия – это территория смыслов, для которой главное не идеология, а идея. Следовательно, информационная безопасность современного школьника – это формирование у него высокой патриотической идеи, основанной на евразийском мировоззрении. Учитель, компетентный в этих вопросах, ориентируется на внутренние смыслы материала, «не компетентный» на внешние и объем. Поскольку в вышеуказанной проблеме определяющая роль принадлежит форме взаимодействия учителя и обучающихся, а учебный предмет является полем для выстраивания личностных отношений, то духовно-нравственное воспитание дает возможность вырастить ребенка «победителем в делах добра» (И.А. Ильин), выбирая себе в помощь среди возможных культурных феноменов желаемые, т.е. проводит ценностное преобразование среды.
Проведение ценностного преобразования возможно через сказкотерапию, искусство, творчество, кружковую работу, конкурсы... «Преобразовательные способности» в наибольшей степени проявляются при переводе социальной ситуации в педагогическую (Н.Е. Щуркова). При этом обстоятельства не меняются, а меняется отношение к ним. Задача не в том, чтобы дети не знали, что взрослые пьют, обманывают, лицемерят, а в том, чтобы, зная эти обстоятельства, устанавливали свое ценностное отношение к ним. Итак, проблема восходит к формированию высокой личностной позиции.
Для отечественного мировоззрения образцом являются методы исследования высших уровней личности, а не методы изучения нижних. И любое явление рассматривается с позиции высших уровней. Так физиология человека рассматривается с высоты психики, психика с высоты духовного, а не наоборот. Эти же уровни создают творческие условия для развития, ибо творческое мышление заключается в формировании «способности видеть целое раньше его частей» (В.В. Давыдов). Поскольку целое всегда больше суммы своих частей, оно предоставляет импульс творчеству.
Россия имеет свое представление о правде и справедливости, которое оно вносит в образование, и которое отлично от образовательных и гуманистических представления, например, англосаксов. Так, США проведывает доктрину исключительности, которая стоит на следующих принципах:
Убежденности в универсальности прогресса вершиной которого является западная цивилизация; Предельном индивидуализме и свободе человека от всех несвобод; Убежденности, что НТП это главное, мораль второстепенна; Вере в то, что избранные Богом англосаксы имеют право диктовать всему миру как ему жить.
Американская идея – прагматизм, англосаксонская идея – утилитаризм. Для России очень важна вера и верность, как только низы предают верхи (или наоборот), т.е. верность уходит, начинается русский бунт… Для России также очень важна историческая память, поэтому ее недоброжелатели делают все, чтобы ее нарушить. В США – 60% американских школьников считает, что Россия воевала вместе с Гитлером против демократии.
Информационная война не является чем-то новым для человечества, словесные битвы между странами не прекращаются и после военных действий. Современный мир живет своей бездуховной и во многом бессмысленной жизнью, где тон задают англосаксы, постепенно уходящие с мировой арены, пытающиеся задержаться на главных ролях не столько с помощью силы и дипломатии, сколько с использования информационных технологий. События на Украине показали, какая опасность подстерегает нашу страну, если мы проиграем информационную войну. Ее особенность в том, что все политические и экономические цели достигаются путём вливания сравнительно небольших средств. Расходуются ежегодно сотни миллионов долларов, а прибыль от ограбления России измеряется миллиардами. Западный мир использует для информационного воздействие следующие темы:
1. Россия убога и позорна во всем; 2. Запад лучше России, является несравнимо развитой цивилизацией; 3. Патриотизм для дураков, он устарел. Нормальный человек должен быть космополитом; 4. Россия катится в пропасть. Сейчас в России жить плохо, будет ещё хуже; 5. У России нет врагов. Страны Запада и США желают ей только добра, и единственный враг России она сама; 6. России снова нужна революция…7. Государство враг. Чиновники, политики и госслужащие являются врагами народа; 8. Православие зло. Церковь коррумпированное и устаревшее образование, «зомбирующее» население и тормозящее развитие науки…
Информационное воздействие – это борьба за умы людей, точнее, за их мировоззрение, как систему устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и видение мира в целом, и место человека в мире. В структуре убеждений человека выделим три основных уровня: 1) экзистенциальный; 2) уровень ранних решений; 3) уровень поверхностных убеждений.
Экзистенциальный уровень системы убеждений – это жизненная позиция, в которой проявляются два самых важных, принятых в глубоком детстве решения. Первое связано с отношением к себе «кто Я такой», «какой Я», «ценность моей личности». Поэтому так важно, какое кино, смотрят и какие книжки читают наши дети. Второе решение- отношение к другому человеку, людям, миру. Совокупность этих решений составляет базовую позицию человека, тот самый Замок, в котором оценивается новая информация. Отметим, что существует принципиально разный взгляд на мир и человека на Западе и Востоке (в России). В русле этого воззрения человек принципиально не равен самому себе. Для него естественнен выход за пределы себя в более высокие области жизни и состояния.
В традициях отечественной культуры была методология воспитания Внутреннего человека, как формирование внутреннего мира. Западный мир видел преображение человека и общества извне, с помощью социальных и юридических ограничителей. Для Восточной цивилизации (России) преображение шло из внутренней убежденности, ограничителем являлась совесть человека, а не юридический закон. Главным было преображение личности, а не совершенство закона.
Начинается информационное воздействие с малого. В выходные дни, когда родители хотят подольше поспать, малыши просыпаются раньше обычного. Первое, что делает ребёнок включает телепередачу «Первого канала» Дисней-клуб:
«Джейк и пираты Нетландии». С точки зрения детских психологов просмотр большинства американских мультфильмов ведет к угасанию функции продолжения рода. Большая часть этих мультиков американской фабрики грез для наших детей опасна. Сказка формирует в сознании ребенка модель окружающего мира, выстраивая его из образов, как из кубиков. Из образов девочки, матери, мужчины ребенок формирует модели своей будущей жизни. Например, образ женщины лишается тайны и романтики, наделяется взрослым физиологизмом и жестокостью. Высмеиваются женские качества, традиционно принятые в России – скромность, стыдливость, застенчивость. Все происходящее на экране можно назвать культурологическим или интеллектуальным растлением. Во всем прослеживается стремление к единообразию от внешности, еды и одежды до одинаковых слов и действий. Это называется тоталитаризмом в искусстве. Создается образ главной хорошей красавицы (красавца), которой ребенок стремится подражать. Затем к образу прилепляется всякое непотребство от неуважения к родителям до похоти и лжи - методология «подмена образа». Мы видим технологию управления массовым сознанием, универсальным зрительным модулем без обозначения добра и зла.
Информационное воздействие ложится обычно на подготовленную почву. Сегодня в педагогике исследуются работы 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса…, но не изучаются труды о человеке В.Н. Лосского, о. П. Флоренского, Б.П. Вышеславцева, А.Ф. Лосева, С. Франка, Л.П. Карсавина тех, кто внес немалый вклад в понимание личности. В тексты многих программ, сделанных иностранными специалистами, заложены чуждые нам смыслы, внедряющие западные ценности, перестраивающие сознания наших детей. Глубинное православие заменяется чужой толерантностью, воспитание отделяется от образования. Вспомним слова И.А. Ильина: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка».
У личности есть две потенциальные возможности: а) возможности ограниченные – знать; б) возможности неограниченные – верить. Здесь вера и знание сливаются в осознанную картину мира, исходящую из главной потребности личности, хорошо иллюстрируемой В. Франклом [6]. В застенках фашистского концлагеря он пришел к выводу, что самая глубокая человеческая потребность не в наслаждении (по Фрейду), не в стремлении к власти (по Адлеру), а в смысле жизни и ее цели – «смысл жизни больше, чем сама жизнь». Если практика – критерий истины, взглянем на современные события на Украине, какие смыслы принесла информационная война?  Это смыслы национального превосходства – ницизм.
Рассмотрим проблемы с другого ракурса. Для образования толпы физический контакт между ее представителями не является необходимым. «Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в известные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, таким образом, все черты одухотворенной толпы... Целый народ под действием известных влияний иногда становится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смысле этого слова» (Ле Бон). В последние десятилетия: население «развитых» стран Запада, подверженное постоянному воздействию масс-культуры и телевидения, превращается в огромную виртуальную толпу. Которая в уютных квартирах у телевизоров слушает одних и тех же лидеров, не вступая с ними в диалог. Она не бежит громить Бастилию или линчевать сербов, она лишь одобряет такие действия. Арабский философ Самир Амин пишет: «Евpоцентpизм заменил pациональное объяснение истоpии частными и пеpекpывающимися, поpой пpотивоpечащими дpугдpугу псевдотеоpиями, котоpые, однако, пpекpасно pаботают, в постpоении успокаивающего евpопейца мифа, освобождающего его подсознание от всякого комплекса ответственности». Безответственность внушается СМИ как национальная ценность! В 1977 г. президент Картер сформулировал принцип: «американцы не должны извиняться, испытывать угрызения совести и принимать на себя вину», поскольку они всегда действуют исходя из благих побуждений. В 1988 г. военный корабль США «Винсенс», находившийся в Персидском заливе сбил ракетой иранский самолет с 290 пассажирами на борту. Когда корабль «Винсенс» вернулся на базу в Калифорнии, огромная ликующая толпа встречала его со знаменами и воздушными шарами. В последние десять лет мы в России видим целенаправленные действия по превращению народа в толпу через изменение типа школы, ослабление традиций, извращения истрии, осмеяние авторитетов, воздействие на молодежь рекламы и массовой культуры. Все признаки методов «толпообразования», на которые обращали внимание специалисты.
Сетевое образование (Г. А. Берулав) относится к новой образовательной парадигме. Ее отличительной особенностью является обучение на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности через активизацию сферы рационального сознания, сферы интуитивного и бессознательного. Сетевая образовательная стратегия исходит из того, что появление новых информационных технологий расширяет образовательный диапазон. Задачи современного образования – объединить две реальности реальную и мнимую, и создать условия для эффективного развития личности. Первым шагом этой задачи является формирование у школьников мировоззренческого аспекта. Специалисты отмечают, если Базовая позиция личности не сформирована, а мировоззрение бессистемное, этот подросток в группе риска и может попасть под влияние экстремистов. Педагогу важно наполнить внутренний мир школьника подлинными культурными событиями, научить его выбирать из потока информации высокие антологические смыслы, показать, как их применить в жизни, и научить избегать разрушающие личность идеи.
Список литературы
4.     Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. – М.: Голос, 2001. 696 с.
5.     Путь православия сегодня. https://mirznanii.com/a/317620-3/put-pravoslaviya-segodnya-3/
6.     Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. с. 32,56.



Комментариев нет:

Отправить комментарий