пятница, 22 мая 2020 г.

Формирование здоровья школьника в современном образовательном процессе




Формирование здоровья школьника в современном
образовательном процессе

«Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Н.М. Амосов.            
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а на сегодняшний день она становится в ряд первостепенных. Состояние здоровья российских школьников и школьников Ленинградской области вызывает серьезную тревогу у специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье молодежи значительно ухудшилось по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом рост числа заболеваний молодых людей происходит в возрастные периоды, которые совпадают с годами их учебы. Поэтому перед всей системой российского образования стоит задача не только сохранить здоровье обучающихся в период обучения, но и подготовить их к дальнейшей успешной жизни, которая недостижима без достаточного уровня здоровья.   Основной вывод, который можно сделать сегодня: в обществе есть понимание доминирующей ценности здоровья, но при этом культура поведения подростка, которая косвенно поддерживается нами взрослыми и СМИ, прямо противоположна этой ценности – как это не прискорбно.
Дело в том, что в современных условиях проблемы, которые связаны с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков остаются предельно острыми и требуют безотлагательного решения. Здоровье нынешних подростков – это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека, от которого во многом будет зависеть завтрашний день нашей страны, ее экономика, обороноспособность и другие составляющие жизни общества.
Возникает необходимость систематических занятий физической культурой с детьми, начиная с самого раннего возраста, что является безусловной базой для их гармоничного развития. Поэтому, сегодня назрела необходимость в корне менять отношение педагогических коллективов образовательных учреждений всех ступеней к физической культуре и спорту, формированию у них культуры здорового и безопасного образа жизни. Надо делать все возможное для повышения мотивации молодых людей к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдения гигиенических норм поведения, режимных моментов, рациональной организации питания, что это не станет помехой учебному процессу, а будет способствовать активизации интеллектуального развития молодого человека.
В условиях системы непрерывного профессионального образования необходимо создать уникальные условия для становления и развития здоровьесберегающего образовательного пространства, реализации всех аспектов здоровьесбережения участников образовательного процесса.
Педагогические коллективы испытывают трудности и часто связывают с ленью или нежеланием учиться, происходят это от ненормального распорядка дня, неправильного питания ребенка – всего того, чем обязаны, но не занимаются взрослые. И, появление отклонений в состоянии здоровья школьников, в период обучения их в школе можно избежать, если вовремя начать работать с его семьей или хотя бы обеспечить ему нормальное питание и двигательную активность в учебном учреждении с учетом его индивидуальных особенностей. А незнание педагогами детской физиологии и психологии часто оборачивается ростом заболеваемости детей в будущем. Видимо, учителя не знают, что появление у некоторых обучающихся головных болей, утомляемости и сонливости не всегда является признаком заболевания. Учителя недостаточно осведомлены об особенностях развития подросткового организма, наличия у них различных физиологических и кризисных периодов, начинают сразу у школьников искать болезнь. И находят, например, вегетососудистую дистонию. А вот дальше начинает работать уже так называемый феномен научения болезни, когда впечатлительному человеку умные взрослые рассказывают о том, какие симптомы у него должны появиться, что он должен чувствовать при этом. Далее ребенок уже внушает себе сам, что это все у него есть. И со временем у него действительно может развиться соответствующее заболевание.
Необходима серьезная просветительская работа с учителями, школьными психологами, социальными педагогами с той целью, чтобы школа не становилась для ребенка дополнительным стрессовым фактором. Результаты последнего мониторинга свидетельствуют и о неправильном отношении к урокам физкультуры. Большинство врачей сейчас определяют развитие ребенка по старинке – по соотношению роста и веса, так что большинство обучающихся оказываются вроде бы вполне развитыми. Но все это происходит без учета того образа жизни, который ведут сегодняшние подростки. Да, для школьников характерна сегодня двигательная активность, но она не связана с целенаправленным развитием их мышц. И современные уроки физкультуры не дают школьникам нормального физического развития. Возможно, необходимы индивидуальные программы, наборы специальных упражнений для каждого школьника в зависимости от его физического развития.
На сегодня нет статистики распространения среди школьников заболеваний, передаваемых половым путем. Половая жизнь сегодня часто начинается в старшей школе. К сожалению, ряд абортов делают и 6-7 классницы. И, с одной стороны, российские школьники испытывают «ужас перед заболеваниями такого рода, с другой стороны – не делают ничего, чтобы этих заболеваний избежать». Необходимы эффективные образовательные программы по превентивному образованию и созданию семьи на нормально - морально - брачных отношениях.
В последние годы предпринимаются различные меры, направленные на развитие образованности детей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВТОРОГО поколения исходя и из требований национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». При построении образовательной программы исходим из социального заказа общества и действующей нормативно-правовой базы, которая за последние месяцы резко увеличилась.  Сегодняшняя миссия школы, исходит из социального заказа общества, заключающегося в построении образовательных программ. Каждое ОУ в свою программу может включать проблемы, исходя из своего понимания и видения их. Во многих образовательных учреждениях осуществляется расширенная подготовка обучающихся по отдельным программам. Это обусловлено существованием социального заказа, как со стороны самих детей, так и их родителей. В настоящее время современные учреждения образования работают в режимах функционирования и развития одновременно. Стремление достигнуть высоких успехов в усвоении разносторонних аспектов социального опыта часто выходит на первый план, не учитывая других важных аспектов развития человека. Однако, известно, что гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Деятельность обучающихся в образовании сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Таким образом, здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении учащимися заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны.
Негативные тенденции характеризуются, прежде всего, прогрессирующим ростом в структуре хронических заболеваний, нервно-психических нарушений, аллергических заболеваний, экологически детерминированных состояний, ростом наркомании и токсикомании. Рисковое социальное поведение подростков неизбежно приводит к увеличению венерических заболеваний и СПИДА, росту количества ранних беременностей и абортов.
Причинами резкого ухудшения здоровья детей являются, в том числе ухудшение состояния здоровья матерей, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, стрессы, неполноценное питание, частичное разрушение служб врачебного контроля. Перечисленные выше проблемы ставят пред нами новые задачи, которые позволили нам выйти на стабилизацию негативных показателей, с последующим их улучшением. Необходимы новые подходы, программы и понимание этой проблемы.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целости окружающего мира. Исходя из этого понимания, современная школа должна дать ученику: прочные знания по предметам; развить общекультурный кругозор; помочь в развитии способностей; приобрести опыт общения с людьми; сформировать: способность ориентироваться в жизни, умение вести себя (правила поведения); дать представление о различных профессиях, представление о ценностях, смысле жизни; умение мыслить самостоятельно; сформировать навыки здорового образа жизни, т.е. дать  ребенку социальные ориентиры – чтобы он мог определить свою  роль  в обществе и адекватную  манеру поведения. Оказать помощь в выявлении школьных трудностей, определении группы риска по школьной и социальной адаптации, создать в школе атмосферу, где не будет места развитию заболеваний (психических нарушений, связанных с нарушением такта учителей – дидактогенных заболеваний, проявлений буллинга или моббинга). На данном этапе деятельности образовательного учреждения необходимо установить критерии оценки здоровья – уровень работоспособности, оценку наличия вредных привычек, выявление физических дефектов, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции, социальное благополучие. Необходимо определить какие факторы, влияют на укрепление здоровья, какие факторы его разрушают.
Подготовить детей к жизни, наполненной информацией, умение пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать! Создать выпускника конкурентоспособным, готовым к изменениям в обществе и экономике, уметь принимать самостоятельные решения и адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Необходимо сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя, и наркотиков; обучить родителей и педагогов  методике, как пробудить интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребности в признании, общении, получении новых знаний: сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширить знания о правилах  ЗОЖ, воспитать  у себя готовность  соблюдать эти правила -  умение: оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и  других людей, противостоять негативному давлению со стороны окружающих, осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;  пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний; просвещение родителей в вопросах формирования у детей  позитивного представления о ЗОЖ - представление об особенностях своего характера, навыков; управления своим поведением; эмоциональным состоянием; развить коммуникативные навыки (умение строить свои отношения с окружающими в различных ситуациях, избегать конфликтов;  необходимость сдвига возрастной планки в сторону более позднего приобщения к сексуальным отношениям, предупреждающим ЗППП и бесплодие; формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены.
Вот почему образовательные учреждения призваны стать центрами здоровья, формирования культуры здоровья, внутренней потребности у обучающихся и педагогов гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности. Обучение в образовательных учреждениях должно быть полезным для здоровья, и выпускники школ должны выходить из их стен окрепшими духовно и физически. Сами эти учреждения с проблемой охраны и укрепления здоровья учащихся не справятся. Здесь нужны совместные усилия всех субъектов образовательного пространства: учителей, врачей, священнослужителей, государственных органов власти, родительской общественности, средств массовой информации.
Для обеспечение здоровья школьников необходимо создать в каждом образовательном учреждении здоровьесберегающую образовательную среду - активное внедрение развивающих педагогических технологий и вытеснение неэффективных, влекущих за собой перегрузки и снижение уровня здоровья обучающихся. Эффективность здоровьесберегающей образовательной среды зависит от наличия комплексной, построенной на единой методологической основе системы организационных и психолого-педагогических приемов; методов; технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, формирование у них культуры здоровья.
Организация работы по охране и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса предполагает оптимальное использование ресурсов образовательной среды для обеспечения занятости детей и подростков физической культурой и спортом в свободное от занятий время.
Комплексная система работы ОУ должна быть направленная на формирование мотивации ведения ЗОЖ у всех участников образовательного процесса. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у человека любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны.


Комментариев нет:

Отправить комментарий