воскресенье, 3 мая 2020 г.

Дистанционное обучение здоровьесозидающий аспект


Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) являются одним из актуальных нововведений в российском образовании. Дистанционное обучение внедряется сегодня повсеместно и на всех уровнях образования: в системе школьного, вузовскою и постдипломного образования.
Не является открытием тот факт, что подавляющее большинство участников дистанционных учебных курсов (будь то школьники, студенты или специалисты, повышающие свою квалификацию) оказывается не подготовленным к инновационной форме учебной деятельности. Те же слова можно сказать и в адрес преподавателей- экспериментаторов, приступающих к использованию в учебном процессе новых дистанционных технологий обучения, которыми явились педагоги всех уровней в период самоизоляции.
Широкое использование в дистанционной учебной деятельности средств ИКТ предполагает не только совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм дистанционной работы с учащимися, но и формирование соответствующей информационной культуры всех участников образовательной деятельности. Со стороны педагогов это формирование культуры дистанционной учебной деятельности, базирующейся на ИКТ- компетентности, личностном и деятельностным потенциале педагога. Со стороны учащихся – повышение уровня компьютерной грамотности, что является сегодня одним из существенных и необходимых факторов эффективного использования возможности удаленного доступа к образовательным ресурсам и обеспечения оперативного учебного взаимодействия.
Исследования, проведенные нами в рамках заочной работы за месячный период времени позволяет нам сделать некоторый срез и выявить острую потребность формирования здоровьесозидающей образовательной среды дистанционного обучения. Проблема внедрения в дистанционный учебный процесс здоровьесозидающих образовательных технологий» (ЗОТ) – совокупности тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесозидания, на сегодняшний день является актуальной, но мало исследованной.
Задача практической реализации в дистанционном образовательном процессе педагогических технологий, не только сберегающих здоровье участников образовательного процесса от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, основанной на средствах телекоммуникации, но и способствующих воспитанию культуры здоровья, является чрезвычайно важной. Исследования, проведенные нами в рамках реализации самоизоляции и переводе школ на дистанционное обучение, позволили выявить значимость и первоочередность решения задач здоровьесозидания всех участников образовательной деятельности. Приведем некоторые данные, полученные в процессе реализации первых дистанционных занятий обучения (50 участников). В ходе исследования было выявлено, что средний возраст участника дистанционных занятий составляет 44 года, причем рас­пределение слушателей по возрастному составу было следующим: от 20 до 30 лет -14%, от 30 до 40 лет-18%, от 40 до 50 лет -25%, старше 50 лет - 43%. Проблемы со зрением имели 58% слушателей. Проблемы со здоровьем (частые головные боли, заболевания позвоночника, повышенное/ пониженное артериальное давление) отметили 45% слушателей, 12% – затруднились ответить и 36% отнесли себя к абсолютно здоровым. Из опрошенных участников курсов постоянно работают с компьютером 30% работников образования (очевидно, что учителя информатики составляют при этом большинство), 60% – используют компьютер в профессиональной деятельности время от времени, и 20% слушателей никогда не работали с компьютером до начала дистанционных курсов. Все участники курсов, которые впервые начали работать с компьютером в процессе дистанционного обучения, единогласно отметили часто присутствующее состояние тревоги и дискомфорта вследствие постоянного отставания в учебном процессе из-за плохого владения средствами информационно-коммуникационных технологии (ИКТ). 69% опрошенных имели возможность работать с компьютером только на работе и 31% – могли работать на компьютере дома. 56,25% слушателей имели доступ в Интернет из своего образовательного учреждения и работали либо на рабочем месте, либо на площадке дистанционного обучения, 25% участников курса не имели доступа в Интернет из своего образовательного учреждения и работали только на опорной площадке. Всего лишь 18,75% респондентов отметили, что имели регулярный доступ в Интернет с домашнего компьютера и поэтому работали в основном дома. До начала дистанционных курсов никогда не использовали в работе сервисы сети Интернет около 56% слушателей, 25% работали с электронной почтой и www-сервисом, 19% осуществляли в сети Интернет только поиск информации. Очень важно отметить, что интерес к дистанционной форме обучения участники курсов видят не только в расширении сферы своих профессиональных компетенций, но и в том, чтобы практически освоить в процессе обучения информационные и интернет-технологии. Однако не все участники курсов единогласно согласились с тем, что за дистанционной формой обучения – будущее.
Проведенное нами исследование сферы личностных и профессиональных ценностных ориентиров слушателей первых экспериментальных занятий позволило выявить тот факт, что высокий приоритет здоровью отдают всего лишь 7% опрошенных и, следовательно, 93% респондентов «забыли» в ответах о таком важном факторе успешности личности педагога-профессионала, как здоровье.
Исследование уровня компетентности участников дистанционных курсов в области знаний техники безопасности и санитарно-гигиенических правил и норм работы с компьютером выявило необходимость предварительной подготовки слушателей но данным темам. Так, на вопрос: «Знакомы ли вы с правилами техники безопасности при работе с компьютером?», - утвердительно ответили 75% опрошенных, из них 25% хотели бы познакомиться заново и 20% были некомпетентны в этом вопросе, так как никогда не работали с компьютером. По результатам первых анкетных данных, с санитарно-гигиеническими правилами и нормами (СанПиН) работы с персональным компьютером (ПК) были знакомы 75% слушателей и лишь 25% респондентов открыто признались в своей некомпетентности в этой области. Однако, результаты последующего уточняющего анкетирования, содержащего вопросы, конкретизирующие знание СанПиНов, позволило усомниться в действительности первых показателей. Тем не менее, только 6% слушателей контрольной группы отметили тот факт, что о здоровье участника дистанционного курса должен заботиться преподаватель, 81% - считают, что это должен делать сам обучающийся и 13% опрошенных затруднились с ответом. Мы не можем не согласиться в данном вопросе с мнением большинства участников нашего опроса.
Таким образом, результаты исследований, проведенных в рамках реализации первых дистанционных занятий, послужили основой для инициализации работ по созданию комфортной здоровьесозидающей среды дистанционного обучения.
Одним из центральных преимуществ дистанционных технологий обучения считается создание комфортных условий для слушателя дистанционного курса. Создание действительно «удобных» условий для внедрения дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации работников образования. Отметим, что на создание действительно комфортных условий для дистанционного обучения влияют такие факторы, как: наличие у слушателя персонального компьютера, достаточный уровень владения компьютерными и Интернет-технологиями, стабильное функционирование системы сетевой методической поддержки и дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса, знание о режиме взаимодействия с электронными обучающими средствами.
Данные аспекты во многом повлияли на организацию дистанционного учебного процесса и формирование модели обучения с позиций здоровьесозидания.
Формирование у слушателей здоровьесозидающей культуры использования средств ИКТ: знакомство с техникой безопасности, санитарными нормами и дистанционного учебного процесса, важной и первоочередной задачей. Для реализации поставленной задачи нами была выбрана определенная модель формирования здоровьесозидающей компетентности участников дистанционного учебного процесса правилами работы с персональным компьютером, создание комфортных и благоприятных климатических условий на рабочих местах, - сегодня является для нас, организаторов дистанционного учебного процесса, важной и первоочередной задачей.
На наш взгляд, предлагаемые ниже аспекты во многом могут повлиять на организацию дистанционного учебного процесса и формирование модели обучения с позиций здоровьесозидания.
Формирование у слушателей здоровьесозидающей культуры использования средств ИКТ: знакомство с техникой безопасности, санитарными нормами и правилами работы с персональным компьютером, создание комфортных и благоприятных климатических условий на рабочих местах, сегодня является для нас, кафедралов, важной и первоочередной задачей. Для реализации поставленной задачи нами была выбрана определенная модель формирования здоровьесозидающей компетентности участников дистанционного учебного процесса. Обеспечение гигиенических условий, соответствующих СанПиНам на рабочем месте дистанционного ученика, обучение слушателей дистанционных курсов приемам снятия небла­гоприятных воздействий длительной работы с персональным компьютером, формирование оптимального стиля дистанционных взаимоотношений это (и многое другое) сегодня входит в учебные задачи дистанционного педагога, работающего на удаленной площадке дистанционного обучения. Следует также отметить, что постоянная и своевременная стимуляция дистанционным педагогом коммуникационной активности слушателей способствует повышению уровня их информационной компетентности, включающей грамотное использование правил и норм сетевого этикета. Резюмируя вышеизложенное, следует сказать, что формирование у «дистанционных» слушателей культуры здоровьесозидающей учебной деятельности при использовании информационно-коммуникационных средств и ресурсов сети Интернет, обеспечение сохранения здоровья всем участникам дистанционного учебного процесса на сегодняшнем этапе информатизации Российского образования являются важнейшими задачами здоровьесозидающей педагогики дистанционного обучения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий