понедельник, 26 октября 2020 г.

Проект резолюции региональной научно-практической конференции "Здоровье и образование".

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проекта резолюции региональной научно-практической конференции "Здоровье и образование".

ПРОЕКТ

Резолюция региональной научно-практической конференции по теме:

«Здоровье и образование»

27 октября 2020 года на базе ГАОУ ДПО «ЛОИРО» в г. Санкт-Петербург была проведена региональная научно-практическая конференция (далее – НПК) по теме: «Здоровье и образование» при участии областного комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, представителей педагогической общественности, ученых и практиков различных субъектов РФ. Мероприятие организовано в рамках реализации стратегической цели развития в сфере образования (согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204), предусматривающего формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, в рамках мероприятия «Создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. N 8 "Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года, а также иные нормативные правовые акты и документы, в том числе документы Всемирной организации здравоохранения.
Соответственно, система образования должна быть ориентирована на повышение качества образования при обязательном сохранении, а, по возможности, и укреплении здоровья детей, обучающихся на всех уровнях образования. В Ленинградской области накоплен опыт работы инновационных площадок по созданию здоровьесозидающей среды о чем на конференции доложили руководители и участники пяти школ выполняющих инновационные проекты.
Условия обучения детей должны обеспечивать им гармоничный рост, нравственное, духовное развитие, состояние здоровья, позволяющие успешно социализироваться в современном обществе. Современному поколению должны быть обеспечены оптимальные условия развития и формирования здоровья на основе оптимизации различных сфер жизнедеятельности детей, в том числе питания и двигательной активности.
За период обучения в школе значительное количество детей теряют здоровье, увеличивается доля учащихся с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями. Данные выводы подтверждены исследованием экспертов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России за 2017 год. Такая тенденция также обуславливает приоритетность мер в сфере сохранения и укрепления здоровья школьников.
Сегодня в субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы по профилактике и предупреждению употребления наркотических средств, алкоголя и табака в соответствии с основополагающими нормативными правовыми актами. Ресурсы системы образования и сфера ее социального влияния позволяют осуществлять комплексное и системное воздействие на установки, интересы и ориентиры детей и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.
Цель проведения региональной НПК заключалась в:
- общественно-профессиональном экспертном обсуждении вопросов повышения эффективности образовательных мероприятий пропаганды ЗОЖ, организации питания в образовательных организациях.
- поиске путей и средств эффективного взаимодействия всех образовательных организаций, обобщении и распространении опыта использования современных здоровьесозидающих технологий в образовательной деятельности для расширения сети школ здоровьесозидающей направленности;
- презентации успешных практик здоровьесозидающей деятельности образовательных организаций Ленинградской области и других субъектов РФ.
Участники научно- практической конференции констатируют наличие проблем:
1. В сфере нормативного правового регулирования образовательной деятельности образовательных организаций субъектов Российской Федерации по вопросам здорового образа жизни среди детей и обучающейся молодежи:
·         отсутствие системного, комплексного межведомственного подхода к вопросам формирования здорового образа жизни среди детей и молодёжи;
·         несовершенство механизмов внедрения в практику работы образовательных организаций программ, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, а также поддержка проектов по проведению уроков здорового образа жизни в школах;
·         отсутствие системной профилактики потребления наркотических средств, психоактивных веществ, алкоголя, табака, нездоровых продуктов питания, низкой физической активности среди детей и молодёжи;
·         дефицит кадров, обеспечивающих реализацию проектов в сфере здорового образа жизни среди детей и молодёжи;
·         недостаточность финансирования проектов в сфере здорового образа жизни среди детей и молодёжи;
·         слабая проработанность мер стимулирования и поддержки мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни среди детей и молодёжи;
·         требования законодательства о государственных закупках, препятствующие обеспечению здорового меню в столовых и буфетах образовательных учреждений;
·         санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в школах, препятствующие вовлечению учащихся в практическое участие детей в приготовление блюд здорового питания, необходимого для педагогического прививания навыков здорового питания.
2. В процессе формировании устойчивых навыков и компетенций здорового образа жизни на основе ценностей и ценностных ориентаций за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды:
·         опора на декларативные (формально провозглашенные), идеализированные представления о нормах здорового и безопасного образа жизни при разработке содержания и выбора целей профилактической работы, что препятствует связи теории с практикой жизни;
·         отсутствие взаимосвязи и взаимообусловленности процесса обучения и воспитания в вопросе формирования у детей и обучающейся молодежи устойчивых навыков и компетенций здорового образа жизни, расхождение реалий образовательных учреждений с декларируемыми принципами и ценностями здорового образа жизни;
·         воздействие рекламы и продвижения вредных продуктов (алкоголь, табак, наркотики, вредные продукты питания);
·         неприспособленность учебного графика, инфраструктуры образовательных организаций для повышения уровня физической активности учащихся.
3. В научном сопровождении образовательного процесса:
·         недостаток экспериментальных исследований образовательных программ формирования ЗОЖ среди обучающейся молодежи;
·         широкая распространенность программ и подходов к формированию ЗОЖ и профилактике ПАВ среди учащихся с недоказанной эффективностью;
·         недостаток межрегионального и международного сотрудничества, сотрудничества со структурами ООН, обмена лучшими практиками.
4. В методическом сопровождении образовательного процесса:
·         разрозненный и теоретизированный характер учебно-методических ресурсов, необходимых для разработки содержания учебно-воспитательных, образовательных и просветительских мероприятий в системе общего и среднего профессионального образования, что затрудняет формирование у детей и обучающейся молодежи устойчивых навыков и компетенций здорового образа жизни;
·         низкая эффективность информационных программ формирования ЗОЖ и профилактики потребления психоактивных веществ в отрыве от инфраструктурных и ограничительных мер;
·         недостаточная приверженность здоровому образу жизни некоторых сотрудников образовательных учреждений (курение преподавателей, медицинских работников, других работников).
5. В управлении системой образования несформированность здоровой среды в образовательной организации:
·         отсутствие комплексной системы мероприятий, включающей юридические, медицинские, психолого-педагогические и социальные аспекты вопроса;
·         недостаточное материально-техническое обеспечение.
6. Наличие проблем во взаимодействия всех субъектов влияния:
·         недостаток внимания к роли социальных институтов и гражданского общества (социальные институты, СМИ, социальные сети, общественные организации, добровольчество и молодежное движение за ЗОЖ) в формировании здорового и безопасного образа жизни детей и обучающейся молодежи;
·         недостаток связи взаимодействия между образовательными, медицинскими организациями, социальными службами;
·         локальный (несистемный) характер участия гражданского общества в формировании здорового и безопасного образа жизни.
Понимая важность современной государственной образовательной политики, общеобразовательная школа позиционируется в качестве ключевого звена отечественной системы образования. Она призвана дать адекватный ответ на вызовы времени – внести посредством мобилизации, наращивания и эффективного использования своих ресурсов решающий вклад в формирование творческой, интеллектуально, духовно-нравственной и физически развитой, свободной и ответственной за результаты своей деятельности личности. «Школа является критически важным элементом в этом процессе, – подчеркивается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Особая роль в сохранении и формировании ресурсов здоровья наряду со здравоохранением принадлежит системе образования. Состояние здоровья детей, их воспитание и образование неразрывно связаны друг с другом. В стенах школы в процессе приобретения знаний дети проводят большую часть своего времени. Нередко приходится слышать мнение обеспокоенных родителей и педагогов о том, что здоровье детей в процессе обучения ухудшается. Поэтому сегодня перед системой образования России поставлена важная задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового и безопасного образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий здоровьесозидающей образовательной среды, внедрению в образовательный процесс эффективных современных здоровьеформирующих технологий. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены обязанности образовательных организаций по охране здоровья обучающихся (статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»).
Участники научно-конференции считают необходимым:
·      обеспечить разработку программы поддержки проектов по проведению уроков по здоровому образу жизни в школах, формированию здорового образа жизни среди детей и молодёжи (Протокол Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ, подготовлен в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ);
·      обеспечить разработку программы стимулирования поддержки педагогов, включённых в инновационные процессы по обеспечению, сохранению и укреплению здоровья детей (Протокол Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ, подготовлен в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ);
·      закрепить наличие в профилактических обучающих программах, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики, универсальных педагогических технологий с целью предупреждения употребления (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.), с учётом Методических рекомендаций для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ, подготовленных письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 09.02.2016 № 07-505;
·      обеспечить разработку исследования эффективности и внедрения превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ, формирование у учащегося ценностного отношения к здоровому образу жизни, базирующегося на обучении через такие предметы, как история, биология, химия, литература и ОБЖ, с дифференцированным подходом к детям с учётом их возраста. (Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ, подготовленных письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 09.02.2016 № 07-505);
·      обеспечить включение в уставы и локальные акты образовательных учреждений муниципального образования положений, регламентирующих организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21.09.2005 № ВФ - 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»);
·      обеспечить разработку и внедрение в практику работы образовательных организациях муниципального образования в рамках своей компетенции программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (Письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21.09.2005 № ВФ - 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»).
Участниками конференции было выражено мнение о необходимости остановить процессы ухудшения здоровья россиян, прежде всего детей и молодежи и тенденцию депопуляции населения. В целях реализации указанных задач в Ленинградской области необходимо выработать и принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек.
Участники конференции призывают научную, педагогическую и родительскую общественность Ленинградской области направить усилия на преодоление пагубных привычек у подрастающего поколения. Вести полномасштабную работу по профилактике и пропаганде здорового образа жизни с привлечением не только государственных структур, но и общественных, негосударственных организаций и объединений.
Одним из важнейших условий решения проблем, связанных с формированием здорового образа жизни, является поднятие престижа занятий спортом, а также формирование сферы досуга, которая будет не только способствовать ведению здорового образа жизни, но станет доступной и привлекательной для современной молодежи, станет сферой, предоставляющей широкие возможности для самореализации.
Физическая культура и массовый спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления населения. Поэтому физическая культура и массовый спорт должны стать особой заботой всех субъектов образовательной деятельности.
Осуществлять общественный контроль исполнение органами власти мероприятий по развитию инфраструктуры для занятий массовым спортом по месту жительства и в образовательных организациях.
Только совместными усилиями мы можем решить проблему сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и укрепить национальную безопасность страны.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий