Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проекта резолюции региональной научно-практической конференции "Здоровье и образование".
ПРОЕКТ
Резолюция
региональной научно-практической конференции по теме:
«Здоровье и образование»
27 октября 2020 года на базе ГАОУ ДПО «ЛОИРО» в г.
Санкт-Петербург была проведена региональная научно-практическая конференция
(далее – НПК) по теме: «Здоровье и образование» при участии областного комитета
общего и профессионального образования Ленинградской области, представителей
педагогической общественности, ученых и практиков различных субъектов РФ.
Мероприятие организовано в рамках реализации стратегической цели развития в
сфере образования (согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018
г. № 204), предусматривающего формирование системы мотивации граждан к
здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, в
рамках мероприятия «Создание условий успешной социализации и эффективной
самореализации молодежи» государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования». Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15
января 2020 г. N 8 "Об утверждении Стратегии формирования здорового образа
жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период
до 2025 года, а
также иные нормативные правовые акты и документы, в том числе документы
Всемирной организации здравоохранения.
Соответственно, система образования должна быть
ориентирована на повышение качества образования при обязательном сохранении, а,
по возможности, и укреплении здоровья детей, обучающихся на всех уровнях
образования. В Ленинградской области накоплен опыт работы инновационных
площадок по созданию здоровьесозидающей среды о чем на конференции доложили
руководители и участники пяти школ выполняющих инновационные проекты.
Условия обучения детей должны обеспечивать им гармоничный
рост, нравственное, духовное развитие, состояние здоровья, позволяющие успешно
социализироваться в современном обществе. Современному поколению должны быть
обеспечены оптимальные условия развития и формирования здоровья на основе
оптимизации различных сфер жизнедеятельности детей, в том числе питания и
двигательной активности.
За период обучения в школе значительное количество детей
теряют здоровье, увеличивается доля учащихся с функциональными нарушениями и
хроническими заболеваниями. Данные выводы подтверждены исследованием экспертов
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический
центр здоровья детей» Минздрава России за 2017 год. Такая тенденция также
обуславливает приоритетность мер в сфере сохранения и укрепления здоровья
школьников.
Сегодня в субъектах Российской Федерации разработаны и
реализуются региональные программы по профилактике и предупреждению
употребления наркотических средств, алкоголя и табака в соответствии с
основополагающими нормативными правовыми актами. Ресурсы системы образования и сфера
ее социального влияния позволяют осуществлять комплексное и системное
воздействие на установки, интересы и ориентиры детей и молодежи, а,
следовательно, вносить существенный вклад в формирование ценности здоровья,
культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.
Цель проведения региональной НПК заключалась в:
- общественно-профессиональном экспертном обсуждении
вопросов повышения эффективности образовательных мероприятий пропаганды ЗОЖ,
организации питания в образовательных организациях.
- поиске путей и средств эффективного взаимодействия
всех образовательных организаций, обобщении
и распространении опыта использования современных здоровьесозидающих технологий
в образовательной деятельности для расширения сети школ
здоровьесозидающей направленности;
- презентации успешных практик
здоровьесозидающей деятельности образовательных организаций Ленинградской
области и других субъектов РФ.
Участники научно- практической конференции констатируют
наличие проблем:
1. В сфере нормативного правового регулирования
образовательной деятельности образовательных организаций субъектов Российской
Федерации по вопросам здорового образа жизни среди детей и обучающейся
молодежи:
·
отсутствие
системного, комплексного межведомственного подхода к вопросам формирования
здорового образа жизни среди детей и молодёжи;
·
несовершенство
механизмов внедрения в практику работы образовательных организаций программ,
направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, а
также поддержка проектов по проведению уроков здорового образа жизни в школах;
·
отсутствие
системной профилактики потребления наркотических средств, психоактивных
веществ, алкоголя, табака, нездоровых продуктов питания, низкой физической
активности среди детей и молодёжи;
·
дефицит
кадров, обеспечивающих реализацию проектов в сфере здорового образа жизни среди
детей и молодёжи;
·
недостаточность
финансирования проектов в сфере здорового образа жизни среди детей и молодёжи;
·
слабая
проработанность мер стимулирования и поддержки мероприятий, направленных на
формирование здорового образа жизни среди детей и молодёжи;
·
требования
законодательства о государственных закупках, препятствующие обеспечению
здорового меню в столовых и буфетах образовательных учреждений;
·
санитарно-эпидемиологические
требования к организации питания в школах, препятствующие вовлечению учащихся в
практическое участие детей в приготовление блюд здорового питания, необходимого
для педагогического прививания навыков здорового питания.
2. В процессе формировании устойчивых навыков и компетенций
здорового образа жизни на основе ценностей и ценностных ориентаций за счет
расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств,
повышающих устойчивость к негативным влияниям среды:
·
опора
на декларативные (формально провозглашенные), идеализированные представления о
нормах здорового и безопасного образа жизни при разработке содержания и выбора
целей профилактической работы, что препятствует связи теории с практикой жизни;
·
отсутствие
взаимосвязи и взаимообусловленности процесса обучения и воспитания в вопросе
формирования у детей и обучающейся молодежи устойчивых навыков и компетенций
здорового образа жизни, расхождение реалий образовательных учреждений с
декларируемыми принципами и ценностями здорового образа жизни;
·
воздействие
рекламы и продвижения вредных продуктов (алкоголь, табак, наркотики, вредные
продукты питания);
·
неприспособленность
учебного графика, инфраструктуры образовательных организаций для повышения
уровня физической активности учащихся.
3. В научном сопровождении образовательного процесса:
·
недостаток
экспериментальных исследований образовательных программ формирования ЗОЖ среди
обучающейся молодежи;
·
широкая
распространенность программ и подходов к формированию ЗОЖ и профилактике ПАВ
среди учащихся с недоказанной эффективностью;
·
недостаток
межрегионального и международного сотрудничества, сотрудничества со структурами
ООН, обмена лучшими практиками.
4. В методическом сопровождении образовательного процесса:
·
разрозненный
и теоретизированный характер учебно-методических ресурсов, необходимых для
разработки содержания учебно-воспитательных, образовательных и просветительских
мероприятий в системе общего и среднего профессионального образования, что
затрудняет формирование у детей и обучающейся молодежи устойчивых навыков и
компетенций здорового образа жизни;
·
низкая
эффективность информационных программ формирования ЗОЖ и профилактики
потребления психоактивных веществ в отрыве от инфраструктурных и
ограничительных мер;
·
недостаточная
приверженность здоровому образу жизни некоторых сотрудников образовательных
учреждений (курение преподавателей, медицинских работников, других работников).
5. В управлении системой образования несформированность
здоровой среды в образовательной организации:
·
отсутствие
комплексной системы мероприятий, включающей юридические, медицинские,
психолого-педагогические и социальные аспекты вопроса;
·
недостаточное
материально-техническое обеспечение.
6. Наличие проблем во взаимодействия всех субъектов влияния:
·
недостаток
внимания к роли социальных институтов и гражданского общества (социальные
институты, СМИ, социальные сети, общественные организации, добровольчество и
молодежное движение за ЗОЖ) в формировании здорового и безопасного образа жизни
детей и обучающейся молодежи;
·
недостаток
связи взаимодействия между образовательными, медицинскими организациями,
социальными службами;
·
локальный
(несистемный) характер участия гражданского общества в формировании здорового и
безопасного образа жизни.
Понимая важность современной государственной образовательной
политики, общеобразовательная школа позиционируется в качестве ключевого звена
отечественной системы образования. Она призвана дать адекватный ответ на вызовы
времени – внести посредством мобилизации, наращивания и эффективного
использования своих ресурсов решающий вклад в формирование творческой,
интеллектуально, духовно-нравственной и физически развитой, свободной и
ответственной за результаты своей деятельности личности. «Школа является критически
важным элементом в этом процессе, – подчеркивается в Национальной
образовательной инициативе «Наша новая школа». Главные задачи современной школы
– раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и
патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире». Особая роль в сохранении и формировании ресурсов здоровья
наряду со здравоохранением принадлежит системе образования. Состояние здоровья
детей, их воспитание и образование неразрывно связаны друг с другом. В стенах
школы в процессе приобретения знаний дети проводят большую часть своего
времени. Нередко приходится слышать мнение обеспокоенных родителей и педагогов
о том, что здоровье детей в процессе обучения ухудшается. Поэтому сегодня перед
системой образования России поставлена важная задача по сохранению здоровья
детей и молодежи, формированию у них навыков здорового и безопасного образа
жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию
условий здоровьесозидающей образовательной среды, внедрению в образовательный
процесс эффективных современных здоровьеформирующих технологий. Федеральным
законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» определены обязанности образовательных организаций по охране
здоровья обучающихся (статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»).
Участники научно-конференции считают
необходимым:
· обеспечить разработку программы
поддержки проектов по проведению уроков по здоровому образу жизни в школах,
формированию здорового образа жизни среди детей и молодёжи (Протокол Комитета
Государственной Думы Федерального Собрания РФ, подготовлен в соответствии с
Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
от 21.11.2011 N 323-ФЗ);
· обеспечить разработку программы
стимулирования поддержки педагогов, включённых в инновационные процессы по
обеспечению, сохранению и укреплению здоровья детей (Протокол Комитета
Государственной Думы Федерального Собрания РФ, подготовлен в соответствии с
Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
от 21.11.2011 N 323-ФЗ);
· закрепить наличие в профилактических
обучающих программах, обеспечивающих специальное целенаправленное системное
воздействие на адресные группы профилактики, универсальных педагогических
технологий с целью предупреждения употребления (беседы, лекции, тренинги,
ролевые игры, проектная деятельность и т.д.), с учётом Методических
рекомендаций для педагогических работников, родителей и руководителей
образовательных организаций по педагогическому, психологическому и
родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в
потребление наркотических средств и психотропных веществ, подготовленных
письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки
России от 09.02.2016 № 07-505;
· обеспечить разработку исследования
эффективности и внедрения превентивных образовательных программ,
ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ,
формирование у учащегося ценностного отношения к здоровому образу жизни,
базирующегося на обучении через такие предметы, как история, биология, химия,
литература и ОБЖ, с дифференцированным подходом к детям с учётом их возраста.
(Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей
образовательных организаций по педагогическому, психологическому и
родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в
потребление наркотических средств и психотропных веществ, подготовленных
письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей
Минобрнауки России от 09.02.2016 № 07-505);
· обеспечить включение в уставы и
локальные акты образовательных учреждений муниципального образования положений,
регламентирующих организацию работы по предупреждению и пресечению
правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных
учреждениях (Письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21.09.2005 № ВФ -
1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»);
· обеспечить разработку и внедрение в практику
работы образовательных организациях муниципального образования в рамках своей
компетенции программ и методик, направленных на формирование законопослушного
поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с
незаконным оборотом наркотиков (Письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от
21.09.2005 № ВФ - 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению
правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных
учреждениях»).
Участниками конференции было выражено мнение о необходимости
остановить процессы ухудшения здоровья россиян, прежде всего детей и молодежи и
тенденцию депопуляции населения. В целях реализации указанных задач в
Ленинградской области необходимо выработать и принять радикальные меры по
качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа
жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень
гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек.
Участники конференции призывают
научную, педагогическую и родительскую общественность Ленинградской области
направить усилия на преодоление пагубных привычек у подрастающего поколения.
Вести полномасштабную работу по профилактике и пропаганде здорового образа
жизни с привлечением не только государственных структур, но и общественных, негосударственных
организаций и объединений.
Одним из важнейших условий решения проблем, связанных с
формированием здорового образа жизни, является поднятие престижа занятий
спортом, а также формирование сферы досуга, которая будет не только
способствовать ведению здорового образа жизни, но станет доступной и
привлекательной для современной молодежи, станет сферой, предоставляющей
широкие возможности для самореализации.
Физическая культура и массовый спорт являются наиболее универсальным
способом физического и духовного оздоровления населения. Поэтому физическая
культура и массовый спорт должны стать особой заботой всех субъектов
образовательной деятельности.
Осуществлять общественный контроль исполнение органами
власти мероприятий по развитию инфраструктуры для занятий массовым спортом по
месту жительства и в образовательных организациях.
Только совместными усилиями мы
можем решить проблему сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения
и укрепить национальную безопасность страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий